Страшные дикостью: гунны в Крыму. Часть 1

20200526 afisha

Гунны, действительно, прославились. По крайне мере, известны большей части публики, как страшные и нехорошие. Я постараюсь их показать с несколько иной стороны. Более подробно рассказать о том, какими они были на самом деле. Общенародное представление хорошо представлено на этой картинке, которая происходит из французской всемирной истории [и] сделана сразу после Крымской войны. Поэтому в чертах и в одежде гуннов достаточно легко узнаются казаки-калмыки. Это та часть военной пропаганды, которая существовала тогда и которая существует и по наше время.

Первый вопрос, который нас интересует, это вопрос происхождения гуннов: насколько они связаны со всякими восточными народами и их место в степной истории. На карте вы видите зелёную полосу, которая начинается от Великой китайской стены и идёт фактически до Дуная, до современной Венгрии. В этой полосе, с восьмого века до новой эры, проживают кочевые народы. И до этого были степи заселены, конечно же. Но с восьмого века то, что у нас принято называть скифским временем, появляются народы, которые характеризует кочевой образ жизни. О том, что это такое мы поговорим чуть позднее.

Так получилось в европейской истории, что каждые двести-триста лет, начиная от гуннов, с востока приходит какой-то новый народ. Как правило, передвижение идёт по полосе степей, задевает все окрестные народы, вызывает массу неприятностей у всех степных соседей. Из последних, наиболее известных, передвижений, это монгол-татарская миграция, экспансия. Последнее, действительно последнее, которое остановили пушки царя Алексея Михайловича, было передвижение калмыков в XVII веке.  Оно прошло практически незамеченным, потому что им уже противостояло сильное централизованное российское государство, чего до того момента не было.

Обычно считается, что предками гуннов является народ сюнну, известный по китайским письменным источникам. Где-то, в третьем-втором веке до новой эры, обитавший на границе с Китаем. Их территория занимала современную Монголию и Забайкалье, вплоть до  байкальского края. Сейчас сюнну хорошо изучены. На российской и на монгольской территориях найдены могилы их царей. Мы о них имеем очень хорошее представление. И, в общем, если принять во внимание все последние находки, то ничего общего с гуннами, появившимися в Европе, эти сюнну, похоже, не имеют, кроме некоего созвучия имён.

Естественно, есть некоторые отдельные археологические артефакты, типы стрел, типы кочевнических котлов, которые вроде бы «передвигаются» с востока на запад в это время и могут отражать некую миграцию народа. Может быть, не миграцию, а культурно-экономические связи, которые проходили по этой степи, мы не знаем.

Однако, официально считается, что сюнну являются предками гуннов. Но это серьёзно никогда и ни кем не было доказано. Те гунны, которых мы знаем в Европе по археологическим данным и по описаниям позднеантичных римских и греческих авторов мало напоминают то, что мы знаем о народе сюнну в Центральной Азии на границе с Китаем. Вполне возможно, что предками гуннов были какие-то кочевники более западного происхождения, где-то из степей современного Казахстана [и] Приуралья. Почему бы и нет.

Важно запомнить, что движение гуннов, это не какой-то исключительный момент в истории степи. Это очередное передвижение кочевников с востока на запад, которое происходит каждые двести-триста лет и связано, возможно, с климатическими изменениями в степной зоне, а также с некоторыми перестройками в социальной структуре кочевников. Появляется новая воинская элита, которая хочет завоеваний, хочет всех покорить. Это всё очень хорошо описано в истории Чингисхана. Легко представить, как это происходило и в другие времена.

Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Страшные своей дикостью: гунны в Крыму". Лектор — Михаил Казанский, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Национального центра научных исследований Франции (Париж). Лекция прошла 5 июня 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/DxW-z8QIg0o. В качестве иллюстрации использован фрагмент афиши лекции.

Похожие материалы сайта: