Крым между Хазарией и Византией. Часть 6

20200201 tepsen

Что касается кухонной керамики. Ввиду оседания проболгар Крыма на землю, под влиянием византийского гончарного производства постепенно начинается процесс совершенствования и кухонной посуды. Если самые ранние лепные горшки были грубые, изготовлены ручным способом без применения гончарного круга, то постепенно эволюционно эта керамика развивается. Совершенствуются функции гончарного круга. Он всё больше и больше задействуется при изготовлении керамики и поэтому кухонная посуда всё более и более становится сделана, скажем так, аккуратно, приобретает более-менее однородные формы.

Классическая гончарная посуда проболгар Крыма имеет строгие отличительные черты всей проболгарской культуры Крыма. Многие учёные именно на основании этой кухонной керамики выделяют в Крыму проболгарские памятники и отделяют их от других синхронных памятников гото-аланских, византийских существовавших в это же время на полуострове. Это отличительная черта, визитная карточка, проболгарской культуры Крыма. Эта керамика интересна ещё и в том плане, что, в своё время, она послужила одним из главных источников для очень больших катаклизмов в истории Крымского полуострова.

Впервые эта керамика была обнаружена в Крыму в большом количестве при раскопках городища на плато Тепсень, которые производил, в то время директор картинной галереи имени Айвазовского в Феодосии, Николай Степанович Барсамов. Он был известный крымский художник, а в довоенное время ещё и активно занимался археологией. Впервые обнаружив такую керамику на Тепсене в конце двадцатых начале тридцатых годов прошлого века, он посчитал эту керамику древнерусской и это совершенно не случайно.

Она очень похожа и по орнаментации, и по форме, и по цвету, и по обжигу на древнерусскую посуду. Поэтому-то он и посчитал, что это керамика древнерусская. И такая точка зрения, что в Крыму существует древнерусская керамика, а, соответственно, проживало и древнерусское население, существовала вплоть до середины пятидесятых годов двадцатого века, достаточно длительное время. После 1944 года, после депортации из Крыма крымских татар и других национальностей именно этот аргумент о наличии в Крыму древнерусской посуды, то есть, о том, что в Крыму проживало славянское древнерусское население, послужил основой концепции, на основании которой, в Крым заселялись русские и украинцы.

После войны это было, скажем так, историческое обоснование того, что происходило в это время на Крымском полуострове. Когда начались масштабные раскопки на территории Тамани в середине пятидесятых годов прошлого века, когда продолжились раскопки на плато Тепсень стало ясно, что керамика хоть на древнерусскую и очень похожа, но между ней и древнерусской существует очень большой хронологический разрыв. Дело в том, что такие же древнерусские горшки датируются не ранее 70-80-х годов десятого века нашей эры, а в данном случае это 70-80 года девятого века нашей эры. То есть, не менее столетия между ними была разница. Конечно, стало ясно, что эта керамика к древнерусской не имеет никакого отношения.

Однако, до сих пор учёные не могут объяснить, почему же она так похожа на древнерусскую? Почему древние русичи, изготовляя свою керамику, так ориентировались на эти образцы, хотя наверняка они про них не знали? Почему? Учёные не знают. Это одна из загадок истории Крыма. И орнамент, и форма и форма венчиков, всё абсолютно совпадает. Если найти, скажем, два небольших черепка древнерусских и проболгарских даже специалисты не всегда могут отличить, какая где керамика.

Очень интересная категория посуды, так называемая, лощёная керамика. Она совершенно не характерна для проболгар Крыма и известна, в основном, за территорией Крымского полуострова. Лощёная керамика есть в Подонье, встречается в Приазовье. То есть, там, где проживали не только проболгары, но и аланы. Тогда весь хазарский каганат состоял из двух этнических образований, это проболгары и аланы. Сами хазары, составлявшие правящую верхушку Хазарского каганата, никаких материальных свидетельств нам не оставили. Поэтому, когда мы говорим о хазарском Крыме, о Крыме хазарского времени, мы ни коем образом не должны понимать, что мы говорим о хазарах в Крыму. Хазары, это была верхушка самого государственного образования, верхушка каганата.

Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Между Хазарией и Византией: Крым в VII-XIII веках". Лектор - Вадим МАЙКО, доктор исторических наук, директор Института археологии Крыма РАН. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/JqOiGS8q_MI. Для иллюстрации использована база сервиса photos.wikimapia.org

Похожие материалы сайта: