Римское присутствие в Крыму. Часть 12

20200103 chersones sobor

Познакомиться с достопримечательностями Крыма, относящимися к периоду
римского владычества можно на экскурсиях
по Юго-Западному Крыму и Севастополю

Как отображают Крым на картах разные зарубежные исследователи Римской империи? Рассмотрим карты, иллюстрирующие состояние границ во втором-третьем веке нашей эры, когда наблюдался максимум римского военного присутствия в Крыму.

Существует целый ряд карт разной степени проработанности, в которых Крым не относится к территории Римской империи и это достаточно устойчивое представление о границах Римской империи. По мнению зарубежных исследователей в Крыму Римской империи не было.

С другой стороны, опубликованы работы в которых на картах границы Римской империи значительно расширены. Например, весь Крым и приазовские степи включены в состав Боспорского царства, но мы знаем находясь здесь, что картина была несколько сложнее.

Было позднескифское царство, которое подчинялось иногда и иногда может и нет Боспору, но уж точно Боспор не владел Херсонесом в полной степени. Однако, карт, на которых Боспорское царство изображено, как зависимое от Рима много, при этом, владея либо частью Крыма, либо полностью Крымским полуостровом. Есть единичные карты, где граница Римской империи проведена по Южному берегу Крыма. То есть, в науке нет единого представления на этот счёт.

Иногда даже изображается целая римская провинция "Таврика", это, наверное, то что планировалось Нероном. Создание провинции "Сарматия" или "Таврика", которая так и не была создана. Тем не менее, на этой карте весь крым нарисован в составе Римской империи. Это, понятно, нонсенс, потому что весь Крым включать в состав Римской империи мы точно не можем.

В любом случае, римское присутствие в Крыму позволило сохранить один из греческих центров полуостова - Херсонес. Херсонес впоследствии становится форпостом Византийской имерии, продолжая традиции влияния греческой культуры и цивилизации на окружающие народы.

Римское влияние на греков и варваров в Крыму очень велико. Есть широкое представление, что в римское время, кроме присутствия римских солдат ничего интересного в Крыму не происходило, всё, что новое появляется в Крыму, будь-то новые изделия из стекла или какие-то новые художественные веяния моды, новые способы оформления стен штукатуркой всегда пишут, что причина всего нового присутствие римских солдат.

Конечно, жизнь была гораздо сложнее и Херсонес, как часть греческого мира вошёл в мир римский и мода римская на предметы, на какие-то интеллектуальные занятия, на религию, которая распространилась по Римской империи, всё это тоже приходило в Херсонес, и не обязательно с римскими солдатами.

Конечно, влияние на самих греков сложно переоценить и, конечно, было влияние ещё и на местных ваваров, поскольку, жители Крыма географически находились близко к территориям, где можно было увидеть те или иные достижения римского мира своими глазами и не нужно было отправляться в какое-то далёкое путешествие. Буквально день-два и можно было оказаться в Херсонесе по каким-то своим делам торговым.

Здесь в Крыму была непосредственная зона контактов между греческой римской культурой и варварской. Они обогащали друг друга взаимно. Нельзя сказать, что только римляне влияли на ваваров, потому что у ваваров, у кочевников, например, возникали новые передовые способы ведения войны, передовое оружие раньше, чем у римлян и римляне потом его перенимали.

Например, история сарматских тяжело-вооружённых всадников. Они появились сначала в сарматском мире на Боспоре, а потом, неожиданно, возникли в римской армии. Видимо, как подражание сарматам.

Эти тяжеловооружённые всадники выглядели, как средневековые рыцари. Они   полностью были одеты в броню. Кстати, средневековое рыцарство, как считается, произошло через культурное влияние римлян. Можно его происхождение от жителей степей Крыма вывести.

Как вывод, сказать о том, что как-то об этом вопрос даже не ставился: а почему, собственно, из всех греческих городов наиболее успешно пережил эпоху Великого переселения народов и ещё до этого появление здесь готов, алан именно Херсонес.

Если вы посмотрите на археологию Херсонеса в это время, то не увидите никаких катаклизмов и потрясений. В городе никаких разрушений и катастроф не прослеживается. Херсонес жил достаточно успешной экономической жизнью вплоть до седьмого века.  Стоились христианские храмы, бурно развивалась экономика, торговали рыбой и так далее. В это же самое время остальные города, даже те, которые потом возродились, как, например, Пантикапей, разрушаются, обнаруживаются мощные слои разных пожаров, разрушений, либо вообще гибнут.

Не является ли ответом на этот вопрос то, что в Херсонесе с начала второго века нашей эры и вплоть до пятого века нашей эры находились римские войска? Их целью было не столько обладание какой-то землёй важной, сколько контроль за мореплаванием. Уже приводилась цитата, как однажды римские корабли были уничтожены таврами. То есть, для римлян было важно контролировать мореплавание, вслед за этим морскую торговлю, наверное.

Вторая цель присутствия это плацдарм определённый, с которого можно было нанести, так сказать, удар в тыл ваварам, если вавары начинали поход, например, в Закавказье на римскую территорию или на Нижний Дунай. Обладая в Херсонесе римскими войсками можно было просто-напросто в тыл этих ваваров нанести удар.

Такой небольшой плацдарм был важен для римлян и, наверное, благодаря существованию в городе римского гарнизона Херсонес успешно пережил это нелёгкое время этнических перемен в Крыму и, собственно, стал уже в византийское время оплотом Византийской империи, типичным византийским городом, который многими историками, а особенно археологами, рассматривается, как эталон византийского города.

Херсонес, эталон по степени изученности. Средневековый Херсон, как византийский город, хорошо известен. Он процветал, он был опорой империи и, собственно, все направления культурных влияний Византии шедшие на север проходили через Херсон, и, наоборот, для тех, кто стремился к греческой культуре путь лежал в Херсон. Как, например, древнерусские князья, не только Владимир, но и Святослав через Херсон перенимали религию культуру средневековой Греции.

Лекция окончена.

Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Следы империи: римское присутствие в Крыму в начале нашей эры". Лектор - Даниил Костромичёв, кандидат исторических наук, научный сотрудник Государственного историко-археологического музея-заповедника "Херсонес Таврический". Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/H7PiulgHHOQ. Для иллюстрации использована фотография, размещённая на площадке FotoKto.ru; автор Игорь Кузьмин (2013).

Похожие материалы сайта: